Ставка на приставку: как 2 москвича сделали привод для инвалидных колясок
Решив помочь другу-инвалиду, Николай Юдин и Сергей Костеневич создали гаджет, позволяющий колясочникам передвигаться по улицам самостоятельно. Он дешевле западных аналогов, но продается пока в основном за рубеж
Летом 2018 года технический директор UnaWheel Николай Юдин устроил необычный тест-драйв. Он сел в инвалидную коляску с электрическим приводом, который в течение года разрабатывал с коллегами-инженерами, и поехал домой. Путь предстоял неблизкий: от Самокатной улицы до Новослободской — сперва по Яузе, потом по набережным Москвы-реки (этот путь хоть и не самый короткий, зато позволяет миновать перекрестки), затем через Петровку. «Я хотел проверить, как наш гаджет работает в городских условиях и что чувствует человек на инвалидной коляске», — вспоминает Юдин. Поначалу ему казалось, что отсутствие спусков или мосты — непреодолимые препятствия для коляски, но, благополучно справляясь с трудными местами и ловя удивленные взгляды прохожих, понял, что ошибался. «Всегда есть объездной путь, а тупиков вообще не существует. Всегда можно найти верную дорогу, даже если нужно сделать крюк в километр или два», — говорит Юдин, проехавший в тот день по Москве 8 км.
Умение искать обходные пути в свое время помогло Юдину и его партнеру Сергею Костеневичу построить бизнес. В 2016 году они взялись за непростую идею: решили разработать электрическую приставку, которая превращала бы любые инвалидные коляски в самоходные. Но оказалось, что новый гаджет несовместим с большинством отечественных моделей. Костеневич и Юдин затею не бросили, а решили создать устройство, которое подходило бы к любому типу коляски. Им это удалось: в 2018 году проект UnaWheel принес 7 млн руб. выручки и 2,4 млн руб. чистой прибыли.
Карты на стол
34-летний Николай Юдин родился в семье известных московских врачей. Его отец руководит кафедрой лучевой диагностики и терапии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова, а дед, Леонид Юдин, был проректором Первого МГМУ им. Сеченова. Выбора, куда идти после школы, у Юдина не оставалось: продолжая династию, он поступил в медицинский изучать интервенционную радиологию. Специальность юноше нравилась, но выяснилось, что спасать пациентов от поражений вен и артерий он не сможет из-за тремора рук.
Тогда Юдин решил создавать собственный бизнес, тем более что на карманные расходы зарабатывал уже с 14 лет: тайком от родителей трудился официантом в пиццерии на Казанском вокзале, продавал косметику «Орифлейм», во время учебы в университете устроился в кол-центр, затем писал софт на заказ. А через два года после выпуска, в 2009-м, зарегистрировал компанию SupremeTouch и занялся разработкой сенсорных экранов для «умных» столов. Полигоном стал кабинет заместителя одного из министров Московской области. Знакомый чиновник попросил Юдина помочь с оргтехникой и уехал в отпуск. А вернувшись, замер в недоумении: оказывается, тот наклеил на его рабочий стол из красного дерева тонкий слой силикона и поместил поверх огромный сенсорный экран. Воодушевленный предприниматель показывал чиновнику, как управлять экраном при помощи пальцев. Но тому подарок не понравился: он отчитал Юдина, объяснив, что ему такой стол не нужен: «У меня уже есть и мышка, и клавиатура!»
А вот компания «Крок», по словам предпринимателя, идею сенсорного стола оценила. Осенью 2012 года ее представитель обратился к Юдину с просьбой помочь. Компания готовилась к проведению первого саммита АТЭС и закупила немецкие сенсорные столы, но они требовали специальной настройки. Юдин выполнил работу, и компания начала время от времени заказывать у него не только настройку чужих «умных» столов, но и изделия производства SupremeTouch. Такие устройства, по словам Юдина, были установлены в Сбербанке, Альфа-банке, на станциях прибытия аэроэкспресса.
А в 2014 году компания приняла участие в разработке концепта индивидуального командного центра для силовых ведомств, которую вел «Крок». Идея заключалась в том, чтобы создать мобильную капсулу и, сидя в ней, командир мог управлять любой проблемной ситуацией, находясь на месте событий. Он мог бы включать ее с помощью электронного ключа, садиться на рабочее место, общаться с подчиненными по видеосвязи. За вклад в разработку Юдин, по его словам, получил 2 млн руб.
Однако со временем предприниматель все сильнее разочаровывался в своих продуктах. Кульминацией стал заказ одной из компаний, который на первый взгляд казался интересным, — придумать десять самых роскошных сенсорных столов, какие он может себе представить. Юдин сделал красивые столы из камня; как выяснилось потом, заказчик отправил их в коррекционный детский дом. «Я думал, как сделать устройство более технологичным и интересным для взрослых, и не знал, что требуется прибор для детей. Экран у столов был 55 дюймов, а высота такая, что не каждый взрослый может дотянуться до противоположного края. Когда я узнал, я был ошарашен: дети этим пользоваться не будут», — вспоминает Юдин.
К середине 2015 года предприниматель понял, что практическая польза от его столов минимальна, это были просто дорогие и престижные игрушки. А ему хотелось делать вещи, которые помогают людям. Как-то раз Юдин разговорился об этом со знакомым Сергеем Костеневичем и понял, что не одинок в поисках смысла. Выпускник РУДН по специальности «банковское дело» Костеневич успел поработать в финансовых организациях, в страховании и пиаре, а с 2010 года организовывал ивенты для крупных компаний — Audi, Mercedes и других (заказывая у SupremeTouch интерактивные столы, он и познакомился с Юдиным). После каждого мероприятия Костеневич приходил домой разбитый, не чувствуя удовлетворения от сделанного. «Подготовка к очередному событию занимала подчас полгода, а на следующий день про него все забывали», — вспоминает Костеневич. Знакомые решили вместе делать проект в области электрического транспорта: это и природу поможет спасти, и жизнь горожан сделает более комфортной.
В помощь другу
Какой именно транспорт нужно делать, они пока не знали. Сначала Юдин собрал электросамокат, на котором всю зиму катался с дочкой по паркам Москвы. А весной 2016 стал разрабатывать электрический дрифт-трайк — транспортное средство, напоминающее трехколесный велосипед с большими задними колесами, как у картов.
Продолжение в источнике: https://www.rbc.ru/own_business/11/12/2018/5c0a37659a7947b4e4848aa1?from=newsfeed