Специалисты будущего центра для детей с аутизмом прошли обучение в Пскове
- Архангельск
- Социальный кластер
В Архангельске в готовящемся к открытию новом Центре для аутичных детей идут завершающие ремонтные работы. Тем временем будущие его сотрудники проходят обучение и заимствование опыта у коллег одного из лучших российских центров по работе с детьми-инвалидами.
Группа архангельских специалистов возвратилась из Пскова, где знакомились с опытом и методами работы Псковского центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения (ЦЛП).
Этот Центр создан в 1993 году совместно Администрацией города Пскова и Евангелической церковной общиной города Вассенберга (Германия) по инициативе группы родителей детей-инвалидов г. Пскова и пастора общины Вассенберга Клауса Эберля (в настоящее время он является Председателем немецкого общественного объединения "Инициативы Псков", имеет звание "Почётный гражданин Пскова").
Псковский ЦЛП начал работу 3 сентября 1993 года. До конца 2010 года работал в статусе муниципального образовательного учреждения, на основе договоров между городом Псковом и немецкими партнёрами. В 2011 году Центр перешёл в областное подчинение, получив соответственное финансирование. И в этом губернатор области Андрей Турчак и региональная администрация видят одну из приоритетных задач в развитии помощи людям с тяжёлыми нарушениями.
Специалист по адаптивной физической культуре Сергей Сунцов и педагог-дефектолог Ольга Ипатова вернувшись из поездки рассказали, что интересного они там узнали и что готовы взять в свой медико-педагогический багаж.
Как сообщил Сергей Сунцов, в псковском центре создана и выстроена четкая система работы с детьми и взрослыми, имеющими врожденные или приобретенные тяжелые недуги. В учреждении работают с детьми, имеющими самые различные ограничения физического здоровья – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), расстройствами аутистического спектра (РАС) самых разных форм – от легкой до самой сложной. С каждым посетителем работают по индивидуальной программе. В центре ведутся занятия по четырем образовательным программам. Также есть дополнительные общеобразовательные и общеразвивающие программы: физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности. Центр расположен в трехэтажном коттедже – очень красивом, удобном, полностью адаптированном для людей с ОВЗ в плане пандусов, лифтов, есть свой бассейн. Центр объединил детский сад, начиная с самого раннего развития, и школу. «Но школу не в общепринятом понимании, а особенную. Здесь дети занимаются по своему желанию, настроению и, конечно же, самочувствию, - говорит Сергей Сунцов. – Школа располагает 4-мя ступенями развития и каждую из них ребенок проходит индивидуально – он может учиться на одной ступени год, а может быть и два, и три – все зависит от индивидуального развития. Детей обучают чувствовать себя через сенсорное развитие, помогают понять, как устроен человек, окружающий мир».
После окончания школы у воспитанников, при формировании и наличии определенных навыков, есть возможность работать в мастерских: они могут делать несложную мебель, заниматься шитьём, вышиванием. И это тоже все по желанию. При центре есть две квартиры, где воспитанники погружаются в социум, учатся жить в окружающем их мире. В одной из них они могут оставаться жить самостоятельно, если пожелают не возвращаться к родителям. «Прекрасный опыт псковских коллег мы бы хотели перенести в Архангельск и при удачном стечении обстоятельств устроить в нашем городе подобный центр, а может даже лучше. Теперь это наша мечта и мы будем стремиться ее осуществить, потому что такие центры должны быть в каждом городе России – спрос на это высокий», - сказал Сергей Сунцов.
Его коллега Ольга Ипатова рассказала, что от поездки получила массу впечатлений как там построена работа, начиная с самого раннего возраста. К слову, самому старшему посетителю - 56 лет.
«Мы имеем теперь четкое представление как начинать, как взаимодействовать с группой специалистов, как уметь договариваться, как выстраивать работу и каких результатов можно достичь работая в команде, сплоченно. То, что нам было представлено - вполне реально и вполне осуществимо, - говорит Ольга Ипатова и продолжает. - Единственно напрашивается вопрос, как у нас выстроить подобные отношения, взаимоотношения данного сообщества специалистов и родителей детей-инвалидов с представителями власти. Псковский центр получил полную поддержку региональных властей и даже федеральную. У нас пока все это делается на грантовой основе».
Центр в Архангельске откроется ближе к маю, а специалисты, которые будут в нем работать с особыми детьми уже сейчас готовятся к этому важному этапу: разрабатывают методические материалы, формируют группы детей, чтобы с момента прихода в новый центр сразу же начать с ними работать.
Пресс-служба АО «Корпорация развития Архангельской области»