Как архангельский «handmade» пробился на американский рынок
Корпорация развития Архангельской области продолжает серию публикаций, посвященных интересным стартапам местных предпринимателей. На этот раз мы расскажем об архангельских умельцах, которые смогли продвинуть свои изделия из кожи не только на российский рынок, но и на зарубежный.
Вот уже несколько лет Александр Пышкаров и Мария Забайкина, объединенные проектом под названием «INSIDE», профессионально занимаются созданием различных изделий из натуральной кожи: чехлов для всевозможных электронных устройств (начиная со смартфонов, заканчивая ноутбуками), сумок, обложек для документов, блокнотов, а также других аксессуаров.
В небольшой компании работает всего три человека: сам Александр, его девушка Мария и его младший брат - почти семейный бизнес. Иногда приходят помогать друзья, когда количество заказов удваивается, например, в предпраздничные дни.
Накануне, мы встретились с Александром в его мастерской и расспросили об его проекте и о том, почему их аксессуары стали своеобразной альтернативой «Поморскому бальзаму», птицам счастья или козулям для гостей Архангельска.
С чего все начиналось?
- По образованию я инженер-технолог механической обработки древесины. Маша – графический дизайнер. Вообще, как ни странно, в университете мне больше нравились гуманитарные науки. По профессии своей я никогда не работал, кроме как на практике. До нашего общего дела занимался рекламой.
Начали мы работать с кожей с того момента, когда поняли, что в Архангельске не хватает таких аксессуаров. В Интернете, на западных сайтах, в то время стала появляться информация о мастерских и мастерах, которые делают кожаные аксессуары своими руками. В большинстве случаев доставки в Россию не было. А такие вещи хотелось бы иметь. Пришли в итоге к тому, что решили попробовать сделать своими руками. Первые поделки подарили знакомым и спросили их мнение. Оказалось, что людям это нравится.
Сначала мы этим занимались, как хобби, но потом поняли, что на этом можно зарабатывать деньги. Хобби приносило сопоставимый доход с основной работой. Так и было принято решение заняться собственным делом.
HandmadeinArkhangelsk
- На всю продукцию мы ставим наш логотип и надпись: HandmadeinArkhangelsk (Сделано вручную в Архангельске). Многие, особенно ребята, которые переехали из Архангельска жить в другие регионы, перед заказом спрашивают: «А точно будет написано, что сделано в Архангельске?». Многие везут из Архангельска в Москву, и Питер наши изделия, как альтернативу «Поморскому бальзаму», птицам счастья или козулям.
В основном, продукция сбывается через Интернет – есть несколько специализированных сайтов, а также наша группа в социальной сети «Вконтакте».
Тема розничной торговлинам пока не интересна. Был опыт – отдавали нашу продукцию на реализацию в небольшие магазинчики при креативных пространствах. Например, в Санкт-Петербурге не пошло.
Подход к выполнению заказа у нас неизменен, и не важно, заказчик из Архангельска, другого региона России или из-за рубежа. Работа в этих случаях абсолютно одинаковая. Если мы делаем какие-то отдельные макеты, персонализации, то согласование деталей происходит через Интернет. К нам в мастерскую заказчики в основном заходят уже за готовым заказом.
Мы смотрим на создание вещей, так как нам бы самим было удобно и функционально. Например, в папке для планшета/документов есть лента для крепления ежедневника, карман для телефона и для ручек. Нам важен функционал каждой вещи. При этом, что для России, что и для Запада мы делаем совершенно одинаково.
Российская кожа
- Материалы закупаем с завода. Договориться получилось далеко не сразу. Сложность заключалась в том, что нам нужны были совсем небольшие партии кожи. А они производят очень большими объемами – работают с производителями, мировыми брендами. Наша компания для них очень незаметный клиент.
Конечно, в итоге удалось договориться, тем более, что объемы мы постепенно наращиваем. Расширили ассортимент наших товаров и соответственно стало больше заказов – большее количество покупателей сейчас может найти что-то подходящее для себя у нас.
Кожа, в последнее время, сильно дорожает из-за курса доллара. И хотя, ее выделка идет из российского сырья, все химикаты применяются иностранного производства.
Разница в курсах
- Из-за роста курса доллара нам, конечно, намного выгоднее продавать свои изделия на иностранных сайтах. Мы пытались сдерживать цены на прошлом уровне, но все же пришлось их поднять в середине года.
Перед новым годом на Западе у нас хорошо покупали папки для документов и планшетных компьютеров, это один из самых дорогих наших товаров. На втором месте по популярности у нас – органайзеры для проводов – самый дешевый товар нашего ассортимента.
Очень долго думали над тем, почему наши изделия стали популярны на иностранных интернет-магазинах. Как оказалось, обзоры о наших изделиях периодически появляются в небольших, но популярных, блогах о дизайне. Мы не демпингуем по ценам – они сопоставимы с нашими ближайшими конкурентами. А покупателей особо не интересует, где именно произведен товар. Часто спрашивают: а за две недели до, например, Финляндии посылка дойдет? Почта обычно укладывается и в десять. Рекорд – посылка из Архангельска до Германии дошла за два дня. Все были в шоке.
В определённый момент масса зарубежных заказов сравнялась с заказами по России, а в высокий сезон и превышает местные. Казалось бы, можно сосредоточиться на Западе, но мы этого не сделали и не собираемся. Ведь мы так и продолжаем маркировать наши вещи надписью «HandmadeinArkhangelsk» - сделано вручную в Архангельске, в России.
Секреты успеха в кризис
- Нужно заниматься тем, что интересно, что нравится и в чем сам видишь смысл. Каждый день необходимо что-то делать, потихоньку прибавлять в мастерстве. Если все постоянно откладывать – ничего не получится.
Если сомневаетесь, то учитывая сегодняшнюю ситуацию, лучше остаться на обычной работе. На своё дело нужно больше сил и далеко не все на это способны.
Пресс-служба АО «Корпорация развития Архангельской области»