Экспресс-обзор: рынок пива в Архангельской области – показатели и прогнозы
Пиво исторически является одним из наиболее употребляемых алкогольных напитков в мире в целом, и в России и странах СНГ, в частности. Некоторые страны выстраивают на этом продукте даже дополнительный турпоток.
В настоящий момент существенно меняется культура пития. По всему миру происходит постепенный переход к менее крепким алкогольным продуктам. И пиво отвечает тенденциям спроса. Производится оно путем спиртового брожения солодового сусла с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля. Солод – продукт, получаемый путем проращивания злаков, главным образом ячменя. Именно ячменный солод чаще всего используется в производстве пива. В этом случае можно говорить и о стремлении потреблять все больше натуральные продукты, а не синтезированные.
Разделение рынка между «живым» и обычным пивом происходит с огромным преимуществом в пользу последнего, по различным оценкам от 90%/10% до 97%/3%. Тем не менее, именно «живое» пиво послужило причиной бума в малом предпринимательстве несколько лет назад, когда географическая плотность точек по его продаже превосходило все разумные пределы. За последние годы произошла естественная чистка этого направления, сформировался определенный баланс.
Основные тенденции на рынке:
1) Развитие сильных международных брендов (работа с конечным потребителем).
2) Развитие контролируемой системы дистрибуции.
3) Оптимизация производства (технологии, ингредиенты, масштабирование процессов).
Основным фоном для развития рынка пивного производства является давление со стороны государственного регулятора – за последние пять лет ставка акциза существенно выросла, параллельно был введен, а затем отменен, запрет на рекламу пивной продукции.
Объемы производства пива в России в связи с открытием возможностей для продвижения были вновь увеличены. Видимое потребление пива после сокращения 2013-2016 гг. впервые показало рост, достигнув по итогам 2017 года 738,9 млн декалитров (рост на 4,5% в годовом выражении), по данным Indexbox. Российский рынок продукта в основном представлен отечественными марками. Доля импортной продукции, по данным Indexbox, в настоящее время составляет около 3 %. В основном это продукция премиум-сегмента, а также пиво белорусского производства (с заводов Carlsberg и Heineken).
Интересным фактом является то, что на фоне падения рынка алкогольного пива растет сегмент пива безалкогольного. К примеру, в 2016 году этот рынок вырос в годовом выражении на 12,3%, в 2017 году — на 9,4%(по данным РИА Новости).
Стоимость пива в Архангельской области существенно выше, чем в целом по России (по данным Росстата). При этом стоимость отечественного продукта по стоимости почти в 2 раза ниже. Напомним, что объемы производства растут в основном за счет прироста отечественных компаний.
В период проведения чемпионата отмечался повышенный спрос на продукт, ведь пиво и футбол – это традиционное сочетание для многих болельщиков. И именно это станет возможной причиной роста рынка по итогам года на 3-3,5%.
Дальнейшее развитие рынка может зависеть от степени усиления государственного давления. Так, введение маркировки, лицензирования для производителей пива может привести к тому, что некоторые небольшие компании могут прекратить работу и продажи и производство снова сократятся.
Пресс-служба АО «Корпорация развития Архангельской области»
Подписывайтесь на наш Telegram: @krao29