Экспресс-обзор: рынок колбасных изделий в Архангельской области
Традиционный оливье на новогодних столах россиян обычно включает в себя в качестве одного из ингредиентов колбасу. Посмотрим, как выглядит сегодня этот рынок.
Потребление колбасных изделий в России довольно велико. На каждого россиянина приходится в месяц более 1 кг колбасных изделий, что существенно ниже, чем в Европе.
В 2017 году объем рынка колбасы остался на уровне 2016-го (всего +0,6% к уровню 2016 г., что при желании можно списать на статистическую погрешность). Нужно отметить, что рынок колбасы на удивление стабилен, за последние 7 лет наиболее резкие колебания наблюдались в 2014 году, когда его объем вырос на 3,3%, и в 2015-м, когда рынок, наоборот, сократился на 4,3%. Однако, внутри этих колебаний в целом прослеживается тенденция отрицательного прироста в кризисные 2015-2016 гг. Как итог, результат 2017 года был на уровне 2010-го, что для колбасного рынка ощутимо ниже показателей удачных лет: 2011-2012 гг. и 2014 г.
Рынок колбасы практически полностью обеспечивается продукцией отечественных производителей. Доля импорта чрезвычайно мала, менее 2%. Импорт не оказывает значимого влияния на динамику рынка, она в основном зависит от колебаний объема выпуска колбас.
2018 год складывался для производителей и продавцов колбасных изделий удачно.
За 11 месяцев уходящего года произведено 2,1 млн тонн колбасных изделий, в том числе для детского питания (+1,1% к такому же периоду 2017 года). В прошлом месяце объем вырос на 1,2% к ноябрю минувшего года и уменьшился на 4% к октябрю 2018 года (данные Росстата).
Больше всего колбас и колбасных изделий производится в Центральном федеральном округе, это связано и с количеством потенциальных потребителей, и с удобным географическим положением для сбыта продукции.
Структура отечественного рынка колбасной продукции в натуральном выражении включает следующие сегменты: колбасы вареные – 29% общего производства, копченые – 24%, сосиски – 16%, колбасы полукопченые – 12%, варено-копченые – 9%, сардельки – 5%, сырокопченые – 2% (рис. 2). К числу прочих колбас, доля которых составляет 3% рынка, относят колбасы ливерные, сыровяленые, сырокопченые мажущейся консистенции, а также хлебы колбасные, зельц и сальтисон.
За январь-ноябрь 2018 года, по данным Росстата, в области произведено 8,6 тыс. тонн колбасных изделий. Эта цифра составила всего 78% от уровня прошлого года. Рынок производства колбасных изделий падает не первый год в регионе, что связано с конкурентным давлением федеральных игроков и высокими затратами на производство продукции. Однако у региона есть возможность создавать уникальные колбасные деликатесы, где ценовая чувствительность потребителей меньше, что позволит создать сильный региональный бренд.
Цены на колбасную продукцию за последние три года неуклонно растут, что связано с увеличением затрат в первую очередь. Хоть производители и пытаются заместить некоторые ингредиенты на более дешевые, изменить ситуацию в корне не получается. Колбаса полукопченая и варено-копченая обходится россиянам на 80 рублей в среднем дороже.
Что касается Архангельской области, то согласно исследованию центра социологических и маркетинговых исследований «Форис» наибольшим спросом у жителей Архангельской области пользуются вареные колбасы – их приобретают 70,3% потребителей. Полукопченые и варено-копченые колбасы, а также сосиски/сардельки покупают по 70,5% опрошенных. Ветчины и сырокопченые колбасы пользуются спросом соответственно у 32,4 и 27,8% любителей колбасных изделий.
В общей сложности 85% респондентов покупают колбасные изделия раз в неделю или чаще, при этом у 76% респондентов объем последней покупки составил 500 граммов и меньше.
Цены на колбасную продукцию, на основании данных Росстата, чуть выше (порядка 5-7%), что в основном обусловлено транспортными расходами.
Подводя итоги, можно сказать, что на исследуемом рынке колбасные изделия воспринимаются потребителями как один из основных продуктов питания. При этом в последнее время требования потребителей к этой продукции возросли: ценовой фактор отходит на второй план, а основными критериями, влияющими на их выбор, становятся вкус, свежесть и привлекательный внешний вид изделия.