Архангельская область: от некоммерческого партнерства к судостроительному кластеру
В преддверии уходящего года рассказываем о том, как архангельские и региональные судостроительные и судоремонтные предприятия самого разного формата и масштаба объединяются и создают партнерские отношения для реализации глобальных проектов на территории нашего региона.
Еще в 2011 году ряд предприятий, работающих на территории бывшего завода «Красная Кузница» в Соломбале, объединились в некоммерческое партнерство с таким же названием. На сегодняшний день уже четырнадцать предприятий и учебных заведений, входящих в некоммерческое партнерство «Красная Кузница», ведут свою деятельность по развитию судостроительных, судоремонтных, логистических и производственных компетенций в Архангельской области.
«Сегодня наше некоммерческое партнерство объединяет 13-ть предприятий и Архангельский техникум водных магистралей имени С.Н. Орешкова, в которых работают более 750 рабочих и инженеров. Мы присутствуем не только на территории Архангельска, но и за пределами Архангельской области, где есть филиалы фирм, входящих в НП. Наша главная цель заключается в объединении усилий предприятий при реализации крупных коммерческих заказов и производственных проектов. Это было особенно актуально, когда на территории бывшего судоремонтного завода начали появляться небольшие компании, нуждающихся в партнерстве и в поиске клиентов», - говорит председатель НП «Красная кузница» Илья Тюрин.
По его словам, одной из самых главных проблем, с которыми сталкиваются предприятия судостроительной отрасли, является нехватка кадров в регионе, способных работать на современном, высокотехнологичном оборудовании.
Одним из масштабных совместных проектов выполненным совместными усилиями участников НП «Красная Кузница» стало строительство плавучего дока для нужд завода, запущенного в 2018 году.
Есть и в копилке участников НП действительно инновационные и высокотехнологичные проекты. Например, которые реализует компания «Вальма».
«Мы будем уходить в заказы высоких технологий и не спроста - уже есть опыт подобных работ. Например, национальный инновационный фонд «Сколково» размещал у нас заказ на производство ряда деталей и узлов для экзоскелета. Мы его сделали в срок и качественно. Более того, некоторые детали этого сложного технического средства реабилитации еще и переделывали, потому что в процессе работы выявились ошибки механической обработки. В целом, наша задача не в том, чтобы гнать объемы, а, чтобы выпускать высокотехнологичный продукт», - говорит заместитель генерального директора ООО «Вальма» Павел Юницын.
Еще одно предприятие, входящее в НП «Красная Кузница» нацелено на участие в масштабных проектах по освоению Арктики, таких как «Ямал-СПГ».
«Мы являемся разработчиками передвижных насосных станций модульного типа, а уникальный навык производства бетона и металлоконструкций позволяет выполнять сложнейшие заказы и проекты в труднодоступных точках Северо-Запада России. Производим уникальные детали для оборудования и быстро доставляем их на объекты Крайнего Севера, на все горно-обогатительные и добывающие предприятия Архангельской области, а также объекты Ямал-СПГ. Наши сварщики работают с любыми материалами, а бетонщики и монтажники имеют бесценный опыт работы на 12-метровой глубине в условиях нестабильных грунтов и чрезмерно высоком уровне воды и на высоте более 40 метров при монтаже тяжелых металлоконструкций и галерей», - рассказывает генеральный директор ГК «Арктика 2.0» Дмитрий Гущин.
Более глобальным объединением промышленников в этой сфере стало создание в 2014 году Судостроительного кластера Архангельской области. Кластер вошел в перечень пилотных инновационных кластеров Минэкономразвития России. Благодаря кластерной кооперации, за период с 2012 по 2018 год реализован ряд крупных инвестиционных, инфраструктурных и научно-образовательных проектов.
Обновленная программа кластера начала действовать с 2014 года. В результате ее реализации сформировались новые производственные цепочки, обеспечен прямой диалог бизнеса и науки. Появились проекты по развитию инфраструктуры кластера.
«Для оптимизации структуры управления кластером было принято решение о создании Ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области», которая стала управляющей компанией судостроительного инновационного территориального кластера. Функционал Ассоциации заключается в осуществлении оперативной деятельности по управлению кластером: это и разработка, исполнение планов, и привлечение финансовых ресурсов, а также инициация и поддержка проектов и разработка программы кластера», - отметил и.о. директора Дома предпринимателя, в структуру которого входит Центр кластерного развития, Александр Костеров.
Пресс-служба АО «Корпорация развития Архангельской области»