Автономная некоммерческая организация Архангельской области «Агентство регионального развития»
АНО АО «АРР» выступает стратегическим инструментом по повышению предпринимательской и инвестиционной активности на территории Архангельской области.
Россия
Архангельская область
Архангельск
наб. Северной Двины, 71, 1 этаж
8 (800) 100-70-00
Раздел

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стань резидентом
Арктической зоны РФ!

Cтать резидентом

243

Подано заявок от предприятий Архангельской области

206

Зарегистрировано резидентов от Архангельской области

6655

Количество новых рабочих мест по проектам резидентов

122,018
(млрд руб.)

Общий объем инвестиций резидентов

1052
компании

Получили консультации по вопросам резидентства

Получи бесплатную консультацию 8 800 100 7000

Для кого:

ИП и юридические лица.
Инициаторы новых инвестиционных проектов на территории Арктической зоны РФ с объемом инвестиций более 1 млн. рублей

Что дает:

Как стать резидентом:

Подать электронную заявку «стать резидентом» с 28 августа 2020 года

Арктическая зона сегодня

Что такое Арктическая Зона РФ?

Арктическая зона РФ (АЗРФ) – это северная оконечность Европейской и Азиатской частей РФ, расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Это самая протяженная морская граница России

Регионы

9 регионов, из которых: 4 субъекта РФ полностью: Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Мурманская обл.
45 муниципальных образований 5-ти субъектов РФ: респ. Карелия, респ. Коми, Архангельская обл., Красноярский край, респ. Саха (Якутия)

2,5 миллиона человек

Население Арктической Зоны РФ

5 миллионов кв. км

Общая площадь арктических владений России

9 регионов

Входят в Арктическую Зону РФ

Новости


Новости 1 - 8 из 118
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Нормативно-правовая база

Документы

Типовые формы



Отбор инвестиционных проектов, реализуемых в Арктической зоне РФ
СРОК ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ДО 1 ИЮЛЯ 2020 г.

Критерии отбора инвестиционного проекта:

 

а) цели инвестиционного проекта соответствуют целям документов стратегического планирования, определяющих направления социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации;

б) полная стоимость инвестиционного проекта составляет не менее 300 млн. рублей;

в) реализация инвестиционного проекта требует создания и (или) модернизации объектов капитального строительства, являющихся объектами инфраструктуры;

г) общий размер средств государственной поддержки по предполагаемому к реализации инвестиционному проекту не превышает 20 процентов заявленных частных инвестиций на реализацию инвестиционного проекта;

л) реализация инвестиционного проекта предполагает создание новых рабочих мест;

е) значение показателя бюджетной эффективности инвестиционного проекта, рассчитанного как сумма приведенных к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в период реализации инвестиционного проекта и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта в течение 10 лет с момента отбора инвестиционного проекта, должно быть положительным либо равно нулю. Ставка дисконтирования, используемая в расчете бюджетной эффективности инвестиционного проекта, применяется равной либо превышающей величину доходности к погашению по облигациям федерального займа со сроком, максимально близким к 10 годам;

ж) реализация инвестиционного проекта предполагает расположение производственной площадки инвестиционного проекта на территории Арктической зоны Российской Федерации;

з)  юридическое лицо отвечает критериям, указанным в пункте 4 настоящих Правил;

и)  доля собственных средств юридического лица в предполагаемом к реализации инвестиционном проекте составляет не менее 15 процентов полной стоимости инвестиционного проекта.




История Арктики

Российская Арктика - полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" от 2 мая 2014 года.

Первые исследования Арктики в XI-XVII веках

В XI веке русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В 1032 году, согласно записи в Никоновской летописи, новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к "Железным воротам", то есть к проливу Карские ворота либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая Земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII веках поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века - острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII века началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 годк в низовьях Печоры был основан Пустозерск - первый русский заполярный город (просуществовал до 1960-х годов; находился в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем на одноименном острове в Белом море (1429) стал важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века оставался Архангельск, основанный в 1584 году.

В XVI-XVII веках русскими купцами активно осваивался так называемый Мангазейский морской ход, участок Северного морского пути (СМП) от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

XVII-XVIII века

В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки. Он открыл пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 годах торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 году землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 году, в ходе Первой Камчатской экспедиции (1728-1729), организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и других. Ее участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей. Ими были описаны полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 годах Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 году была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 году по материалам Великой Северной экспедиции была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона". В 1765 году по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды, близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

XIX - начало XX века

В 1820-1824 годах экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая Земля. В 1873 году австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 году был объявлен российской территорией. В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля для постоянного проживания. В 1894 году правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 году в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне - Полярный), а в 1916 году - Романов-на-Мурмане (ныне - Мурманск). Для скорейшего освоения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин - от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 годах Императорской Академией наук была снаряжена Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком (в будущем - Верховный правитель России). Она провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 года правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути - первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-1930-х годах в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции; с 1925 года - Институт по изучению Севера, с 1958 года - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Перед ней была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. 15 апреля 1926 года было принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса.

В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере - Чибьюское (Северный край, ныне - Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 года.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода "Сибиряков", который прошел СМП за одну навигацию (65 дней).

В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция "Северный полюс". Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года (программа действовала также в 2003-2015 годах).

В 1930-1940-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 году для активизации в регионе геологоразведочных работ в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне - Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И. С. Грамберга). В 1960-1970-е годы были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и другие. В 1980-х годах нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и другие.

В 1962 году советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, достигнув Северного полюса и всплыв на поверхность (первыми аналогичную акцию в 1959 году осуществил военно-морской флот США). В 1977 году советский атомный ледокол "Арктика" стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 году почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х годах финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры оказались заброшены, почти на треть снизилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 году до 1,65 млн т в 1996 году.

В 1996 году был принят федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Документ обеспечивал "государственный протекционизм" и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 года была поставлена задача "в кратчайшие сроки" разработать "механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера".

В 2000-х годах были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных объектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод "Ямал - Европа".

19 сентября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" - главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 году стать "ведущей стратегической ресурсной базой" страны. В феврале 2015 года была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 году Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике. Первая партия нефти была отгружена с платформы "Приразломная". 8 декабря 2017 года на полуострове Ямал состоялось открытие первой очереди завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта "Ямал СПГ".

Форум "Арктика - территория диалога" - 2019 9 апр 2019, 13:04
Ссылка на оригинал

Развернуть подробнее

Свернуть

Контактное лицо


Начальник Центра развития инвестиционной деятельности

Митенева Наталья Викторовна

Email: mnv@msp29.ru

Телефон: +79062815588

Заполнить заявку

Пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь, чтобы отправить заявку

АНТИКРИЗИСНЫЕ
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ