Реквизиты чека самозанятого. Что в нем должно быть

Самозанятые
05 сентября 2024 г.
Работа с плательщиками НПД имеет массу тонкостей. Даже добросовестные исполнители умудряются совершать ошибки при оформлении элементарных документов. Чтобы избежать претензий налоговиков, заказчикам нужно контролировать правильность оформления и сразу требовать устранения недочетов.

Что должно быть в чеке?

Чек самозанятого — это первичный документ, поэтому все реквизиты должны быть на месте, а именно (п. 6 статьи закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, далее — закон об НПД):

-наименование, то есть слово «чек»;
-дата и время расчета;
-Ф.И.О. (последнее — при наличии) исполнителя;
-ИНН исполнителя;
-указание на применение режима НПД;
-описание оказанной услуги;
-сумма расчетов;
-ИНН заказчика, если он — организация или ИП;
-QR-код с зашифрованной машиночитаемой информацией об услуге;
-УИН чека, то есть номер записи о чеке в АИС ФНС, который присваивается каждому чеку при формировании.
Если в отношениях участвует третье лицо — кредитная организация или электронная площадка, — то чек должен содержать еще два реквизита: ИНН посредника и его наименование.

Неверное указание сумм в чеках


Важно еще на стадии переговоров о сотрудничестве подчеркнуть, что самозанятый сам, за свой счет, исполняет обязанности по уплате налога, а в дальнейшем он должен контролировать правильность указания сумм в чеках.

Если, например, вместо оговоренных и выплаченных 1000 рублей за доставку корреспонденции курьер выставил чек на 940 рублей, скорее всего, он решил, что выдать чек надо на сумму, которую он по факту заработал, без учета налога.


Ошибки в реквизитах


Не все ошибки совершаются по злому умыслу. Нередко самозанятые — начинающие или просто невнимательные исполнители — желая выбрать заказчиком организацию, выбирают позицию «Физическое лицо». Итог: в чеке отсутствует ИНН заказчика.

Еще пример: при работе через платформу исполнитель выставляет чек на посредника, а не на реального заказчика. Как уже было сказано выше, в чеке должны быть указаны реквизиты реального заказчика.

Еще одна распространенная ошибка — неверное указание ИНН заказчика. ИНН предоставляет заказчик, и в подавляющем большинстве случаев это корректный ИНН. Опечатываются, как правило, исполнители, а потом еще «не замечают» того, что в чеке присутствует наименование незнакомой организации. Итог: мы оплатили услуги, а чек оформлен на какого-то постороннего заказчика.


Неточное указание услуги


Неправильное наименование оказанной услуги одна из самых частых ошибок самозанятых. Например: в чеке нет расшифровки того, какая именно услуга оказана — просто указаны реквизиты договора.

Еще хуже, когда исполнитель пишет общие формулировки, даже без отсылки к договору: «за услуги», «доставка», «работы». Если договоров несколько, оплаты вы проводите безналом, а чек исполнитель выставляет не сразу по факту оплаты (допускается законом), то это приведет к путанице с распределением — к какому договору какой чек сформирован.

Прямой путь к получению претензий со стороны ФНС — соглашаться с тем, что исполнитель будет пробивать чек раз в месяц с общей ссылкой на заключенный договор, без детализации.


Может возникнуть вопрос: в чем криминал?


Строго говоря, ни в чем, но конструкция закона об НПД предполагает оказание именно разовых услуг, а не постоянное сотрудничество.

Поэтому безопаснее будет:

  • каждую услугу самозанятого оформлять отдельным чеком;
  • формировать оплату по факту выполненного задания.

Разумеется, необходимо детально прописывать суть оказанной услуги.


Как исправить ошибки?


Самозанятый должен сам аннулировать неправильно оформленный чек и переоформить его корректно с той же датой. Оформление чека задним числом допускается.

Если ошибка выявлена, когда сделка уже закрыта, а срок договора истек, то получить корректный чек будет непросто, а то и вовсе невозможно. Поэтому необходимо проверять правильность оформления чеков сразу по поступлении, а также отслеживать их актуальность как минимум в течение месяца, пока самозанятый не заплатит налог.


«Я же отправлял!»


Даже безукоризненно сформированный чек со всеми реквизитами может просто не дойти — вследствие технической накладки или недоброго умысла. Казалось бы, что проще:

  • отправить гиперссылку на скачивание чека;
  • отослать в графическом виде изображение чека на электронную почту или в мессенджер контактному лицу;
  • просто показать на экране смартфона QR-код чека при личном взаимодействии;
  • воспользоваться принтером, наконец.

Увы, самозанятые при всем богатстве вариантов умудряются или вообще не выставлять чеки, или, выставив, аннулировать их. Первое «лечится» включением в договоры условий об ответственности за опоздание с выставлением чеков, со вторым справиться сложнее.

Непросто постоянно отслеживать, актуальны ли полученные чеки, а ведь если чек уже принят заказчиком на расходы, а потом аннулирован самозанятым, то придется доказывать ФНС отсутствие умысла с вашей стороны для занижения налоговой базы.


Источник: Клерк. ру

поделиться

Наши партнеры

logo partnerlogo partnerlogo partnerlogo partner