Экспресс – обзор: рынок спортивных услуг в Архангельской области – показатели и прогнозы
Анализ рынка спортивных услуг в России показывает, что постоянно и стабильно, вне зависимости от финансовой ситуации, фитнес-клубы посещают всего 3-5% россиян. При этом, в условиях падения уровня доходов, от услуг фитнес-центров готовы отказаться только 4,5% опрошенных, а 21% в таких случаях готовы заменить свой любимый зал на более дешевый.
За последние три года, в связи с непростой экономической ситуацией в стране, объемы рынка спортивных услуг медленно, но верно сокращались, однако за последний год исследователи отметили его рост аж на целых 10%. Поэтому, прогнозы весьма оптимистичны, ведь по сравнению с другими сферами бизнеса, индустрия фитнеса продолжает свое активное развитие.
В 2017-2018 году отмечен рост цен на фитнес-услуги в среднем на 4,5%. Это не так уж и много, особенно, учитывая, что на рынке платных услуг цены растут довольно-таки медленно и без резких скачков. Это во многом связано и с искусственным сдерживанием увеличения стоимости самими фитнес-клубами, которые не хотят потерять весомую часть своих клиентов. В самое ближайшее время эксперты прогнозируют, что участники рынка начнут работу над снижением стоимости своих услуг и вовлечением все большего и большего числа людей из среднего класса. Поэтому, ожидается рост количества занимающихся спортом примерно на 8-10%.
Согласно оценкам исследователей, в 2017 год в России в среднем насчитывалось около 4 тысяч фитнес-центров, при этом объем рынка фитнес-услуг нашей страны — это всего лишь 1% от объема общемирового рынка. И если сейчас по стране фитнесом занимается около 5% россиян, в то время как показатель прочих развивающихся стран может достигать 20%, то мы смело можем сделать вывод о том, что у сферы спортивных услуг России имеется значительный потенциал для развития, так что в последующие годы его объем может увеличиться в два и более раз.
Исследования экспертов показали, что:
- Лояльную аудиторию вокруг себя постепенно собирают фитнес-студии: в них занимаются 1,6% опрошенных.
- Большая часть респондентов занимаются в йога-студиях – их почти четверть (23,4%) от общего числа занимающихся.
- Вторые по популярности – студии женских тренировок (их выбрала 18,1% респондентов).
- Две крупнейшие сети студий в России (FitCurves и Тонус-Клуб) занимают значительную долю сетевого рынка студий женских тренировок и активно развиваются по франчайзингу.
- Третьими по популярности в России являются танцевальные студии – 16,2% (хотя многие респонденты не рассматривают танцы как спорт, так что реальное количество занимающихся может быть больше).
Что касается Архангельской области, то считается, что спортивные услуги потребляют до 30% жителей региона или города. При этом независимо от роста цен на рынке всегда присутствуют премиальные предложения или сегмента «эконом». Поэтому при инфляционном росте цен колеблющиеся потребители могут переключаться на другие услуги или центры. Эксперты РБК (при опросе 4000 потребителей) установили, что в случае серьезного изменения цен готовы отказаться от спортивных услуг чуть менее 5% клиентов (4,8% опрошенных). Именно поэтому требуется проводить взвешенную ценовую политику. В случае, когда ценовое предложение становится менее интересным, потребители могут быстро переключаться на конкурентов.
Сегментирование рынка по ценовому критерию представлено на рис.
Объем услуг, оказываемых в данном секторе, в регионе сокращается в денежном выражении. Динамика представлена на рисунке.
В настоящее время в развитии фитнес индустрии можно выделить несколько особенностей:
Во-первых, отмечается активное развитие данной сферы уже не в столице и крупных городах, а в регионах и на периферии. А ведь потенциал роста регионального рынка фитнес индустрии находится на высоком уровне. Поэтому, исследователи называют регионы основным резервом для экспансии всего российского фитнес-рынка.
Во-вторых, из-за довольно высокой конкуренции в данной отрасли, владельцам приходится искать новые способы привлечения и удержания клиентов.
Кроме того, снижение доходов населения обусловливает и сокращение потребления фитнес услуг. В итоге многие клубы просто закрываются.
Еще одна особенность – растет средняя площадь фитнес-центров. Площади многих из них достигают 1.5-2 тыс. кв. метров, а наиболее крупные представители открывают заведения площадью до 10 тыс. кв. метров.
Чтобы сделать продукт привлекательным, стоит поискать решения среди цифровых технологий, внедрить VR, кинозалы и различные инструменты для отслеживания показателей здоровья и состояния клиента.
Фото: https://sportgyms.ru